Обзор компьютерного рынка в 2006 году. 

Для начала традиционная статистика парка компьютеров организаций, состав организаций немного изменился, этим и объясняется некая флуктуация. Для анализа учтены конфигурации 79 компьютеров, находящихся  в организациях - учебных заведениях, бюджетных организациях, средних и мелких коммерческих организациях. Были приняты следующие условности: все процессоры под Socket-7 (Pentium, AMD K6, Cyrix 6x86) считаются Pentium-1, процессоры Celeron PPGA считаются Pentium-II, Celeron FC-PGA считаются Pentium-3, Celeron Socket-478 считаются P-4; LGA-775 тоже считаются P-4. Под процессорами AMD подразумеваются Duron, Athlon, Athlon 64 и Sempron. Вот что получилось:

Процентный состав парка ПК в организациях.

Класс ПК На конец 2003 года На конец 2004 года На конец 2005 года На конец 2006 года

486

7 % 9 % 2 % 2 %
Pentium-1 43 % 38 % 30 % 26 %
Pentium-II 7 % 8 % 10 % 9 %
Pentium-3 18 % 14 % 15 % 13 %
Pentium-4 20 % 26 % 39 % 46 %
AMD 5 % 5 % 4 % 4 %

Флуктуации вызваны изменением состава предприятий, по которым проводилась статистика.

             486-е машины используются в основном как декоративные, хотя я считал только те, которые регулярно включают. Существенный процент Pentium-1 находится в учебных заведениях, так как обновлять целый компьютерный класс не так-то просто, да и не всегда нужно - в учебные планы входит изучение Norton Commander и Borland Pascal for DOS. Машины класса P-II и P-3 выбывают только из-за серьёзных поломок. AMD в организациях остаются редкостью. Почти половина парка составляют Pentium-4.

            Несколько удивляет малый процент систем на процессорах AMD. По общемировой статистике доля процессоров AMD в общих объёмах продаж процессоров составляет в среднем за последние годы 15%. Возможно, это связано с консервативностью представителей организаций, отвечающих за закупки новой техники, так как распространено мнение, что для деловых приложений процессоры INTEL предпочтительнее. По-моему, это идёт со времён первых версий бухгалтерии 1С, когда только-только появлялись процессоры Pentium. Тогда 1С на AMD работала кривовато, приходилось в Config.sys прописывать специальный драйвер, а на процессорах Cyrix 1С вообще не работала. В новых процессорах и версиях 1С эти проблемы давным-давно решены, но неприятный осадок остался.

            Машины на Pentium-4 стоило бы разделить на два подкласса - на Socket-478 и на Socket-775. В настоящее время системы на S-478 пока численно преобладают, несмотря на то, что системы на S-775 продаются уже года два. Но сейчас S-775 отвоёвывает позиции, в основном за счёт того, что в продаже материнских плат под S-478 просто не осталось. Это порождает серьёзные трудности с ремонтом. Несмотря на то, что новые материнские платы под S-775 основаны на современных чипсетах i945, i975, i965, а чипсеты i915 считаются морально устаревшими, до сих пор продаются материнские платы на i865 под S-775 и системы на них, правда позиционируются они как офисные. Так что системы на модном процессоре Core2Duo популярны, но не массовы. 

Торговля компьютерами и комплектующими - 'бери, что дают'. 

            Прошлогодние тенденции подтвердились - в продаже почти не осталось ЭЛТ-мониторов, а ЖК серьёзно подешевели. Другая тенденция - из прайс-листов практически исчезли ЖК-мониторы с размером 15 дюймов. Потеря не очень большая, тем более что их ценовую нишу заняли 17-дюймовые модели.

            Изменилось и предложение по процессорам и материнским платам. Socket-A ушёл в историю, и эта же судьба постигает Socket-478. Процессоры под S-478 ещё кое-где продаются (не имеется в виду рынок б/у), а вот материнских плат уже нет в продаже. Похоже, такая же судьба в 2007 году постигнет Socket-939 - AMD объявила о снятии с производства процессоров под этот сокет с 1 января 2007. Через несколько месяцев запасы в торговле закончатся, и ещё один ряд процессоров и мат.плат уйдёт в прошлое. А вот Socket-754, появившийся раньше S-939, продолжает успешно существовать - выпускаются новые процессоры и материнские платы на новых чипсетах. На начало 2007-го в продаже бывают SEMPRON 3400+ S-754 по весьма разумным ценам и материнские платы под S-754 на nForce 4 и nForce 6100 - не самые топовые модели, но вполне современные и претендующие не только на рынок офисных машин. Хотя, конечно же, основные усилия AMD и производителей материнских плат направлены в сторону сокета AM2. А в планах AMD уже имеются сокеты AM2+ и AM3.

            Intel пока не экспериментирует с новыми сокетами, и продолжает выпускать процессоры под S-775. Выпуск процессоров Core2Duo стал событием 2006-го года и продолжил традиции Intel в том плане, что не все процессоры, которые механически встают в материнскую плату, будут в ней работать. Официально новый процессор поддерживает чипсет i965, но некоторые производители материнских плат обещают, что их продукция на i945 и i975 тоже поддерживает Core2Duo. Проверить это можно только опытным путём - купив плату и процессор и попытавшись собрать из этого компьютер. Но больше всего рядовых пользователей смущают частоты новых процессоров - частота самого массового Core2Duo 6300 составляет 1,86ГГц, а топового 6700 - 2,66ГГц. Приученные за долгие годы фирмой Intel к гонке гигагерц, рядовые пользователи от таких частот новых процессоров сильно смущаются, и рассказы об усовершенствованной внутренней структуре процессоров их не сильно убеждают.

            В области видеокарт стандарт AGP долго и мучительно доживает последние дни, и конца этим дням не видно. Спрос на новые видеокарты под AGP (не только не б/у, но и на новых чипах) хоть и небольшой, но устойчивый. Ещё встречаются продаже AGP карты на GeForce 7600GS и 7600GT, на Radeon X1600, появились AGP карты на Radeon X1950. Но частенько возникают проблемы совместимости новых AGP видеокарт и старых материнских плат - иногда просто не работают вместе, иногда чудят в 3D-приложениях.

            Магистральное же направление технического прогресса в области компьютеростроения - шина PCI-E, память DDR2, блоки питания с 24-контактным разъёмом. Именно это массово и предлагает розничная торговля, отсекая возможности для Upgrade счастливым владельцам машин 2-3-летней давности. Попытка модернизировать (или отремонтировать) машину на AMD Barton 3000+ S-A или на Intel P-4 3200 Prescott S-478 превращается в переход на новую платформу с заменой материнской платы, процессора, видеокарты, памяти и блока питания. Такая вот гримаса технического прогресса.

 Торговля и ремонт - вещи несовместимые. 

            Проходит время 'компьютерных фирм', столь распространённых в начале 90-х - некоего универсального образования, помеси магазина, оптового склада, мастерской и ещё чего-то непонятного. Такого 'компьютерного бизнеса', на котором в своё время поднялись Боровой и Хакамада, больше не осталось. За последние годы стало редким и такое занятие, как сборка компьютера на заказ. Если в магазине привередливый покупатель иногда может заставить продавца немного изменить конфигурацию продаваемого компьютера (это относится к небольшим магазинам, в крупном магазине 'манагер' торгового зала может вообще не понять, что от него хотят), то вот обращаться с просьбой 'собрать' или 'привезти' компьютер к соседу или сослуживцу стали крайне редко. Покупать компьютеры в основном предпочитают в специализированных магазинах. Да и желающих собрать компьютер на заказ поубавилось. Ведь под заказной сборкой подразумевается подбор комплектующих не только определённых фирм, но и конкретных моделей. Купить же нужные комплектующие в одном месте, как правило, не удаётся, часто приходится колесить по всей Москве, иногда не один день. К этому следует добавить проблемы с совместимостью комплектующих, а возможно - и возврат по гарантии. Теоретически купить комплектующие, собрать компьютер и установить у заказчика можно за день, на практике это может растянуться и на 2, и на 3 дня. Если несколько лет назад 100$ были вполне приличной платой за сборку, доставку и установку компьютера, то сейчас почти треть этой суммы уйдёт только на дорогу, а оставшееся - не слишком большая компенсация за возможные 2-3 дневные хлопоты.

            Магазины же всячески открещиваются от ремонта и дальнейшего обслуживания проданных компьютеров. Главное для магазина - обеспечить оборот, что особенно актуально в условиях дорожающей аренды торговых площадей и дешевеющих компьютерных комплектующих. Поэтому идеальный покупатель - это тот, кто платит деньги, забирает товар и тут же уходит. Торговать всякой мелочёвкой типа разномастных вентиляторов и переходничков - остаться без выручки, поэтому везут только гарантированно проходные вещи. Из-за этого витрины разных компьютерных магазинов похожи как близнецы. Изменение конфигурации - головная боль для продавца, но это пустяки с претензиями по работоспособности в течении гарантийного срока. Сейчас уже никто не пытается отмахнуться от гарантийных обязательств - Закон о защите прав потребителей знают все. А с 'глючащим' гарантийным компьютером можно завязнуть на несколько дней, да ещё 'счастливый' владелец стоит над душой. Ремонт для торговой точки - это бесполезно занятая площадь, которая могла бы стать торговой; постоянно занятый специалист и ничтожная по сравнению с торговым залом выручка. Поэтому если какой магазин и занимается ремонтом, то либо по неопытности, либо от нечего делать (то есть когда торговля не идёт). Проблема ещё и в том, что для ремонта часто нужно специальное оборудование, редкие комплектующие, а главное - опыт диагностики и ремонта, который у продавцов бывает не всегда.

            Наоборот, если организация занимается ремонтом, то торговать ей просто невыгодно. Торговля в первую очередь - это большой торговый зал и большие товарные запасы, то есть большие вложения денег, требующие постоянных хлопот. Это завоз большого количества новейших комплектующих, которые невозможно использовать для ремонта. Для организации торговли требуется большой коллектив продавцов, обладающих лишь начальными техническими знаниями. Для ремонтной организации главное - быстрый и качественный ремонт с низкой себестоимостью. Быстрота ремонта достигается за счёт высокой квалификации ремонтников и наличия необходимых комплектующих. Качество ремонта необходимо не только для поддержания репутации, но и для исключения повторного ремонта, как правило, гарантийного. Низкая себестоимость ремонта должна обеспечивать экономическую эффективность ремонтной организации.

            Грубо говоря, торговая организация продаёт товар, а ремонтная организация - опыт и квалификацию своих сотрудников. Отсюда и различия во всём - в размере и оформлении площадей, в квалификации сотрудников, в маркетинговой политике. Только неопытные владельцы компьютеров обращаются за ремонтом в компьютерный магазин, а в попытках приобрести комплектующие - в ремонтную мастерскую. Такое совмещение функций возможно только в небольших населённых  пунктах, где объём рынка очень небольшой, и существование специализированных организаций нерентабельно. В качестве примера совмещения функций можно привести классическое сельпо, где одновременно продаётся хлеб, водка, керосин и пилы, а за отдельные деньги пилу ещё и заточат. Время таких 'универсальных' организаций проходит - во-первых, специализация делает бизнес более эффективным, а во-вторых, компьютерный рынок постоянно растёт. 

Останутся ли в будущем ремонтники? 

            Вопрос кажется странным - количество компьютеров увеличивается, потребность в ремонте - тоже. Казалось бы, количество ремонтников компьютеров должно расти пропорционально количеству компьютеров. И многочисленные объявления на заборах и в метро этому подтверждение. На самом деле не всё так просто.

            Владельцев компьютеров, пригласивших к себе домой (или в организацию) спеца по такому объявлению, обычно удивляют две вещи - полная беспомощность такого спеца, если проблема более-менее серьёзна и нестандартна, и сумма, которую спец называет в конце визита. Настало время раскрыть небольшую профессиональную тайну - серьёзный ремонт компьютера на месте невозможен, а часто даже невозможно точно установить причину неисправности. Максимум, что можно сделать - решить программные проблемы: установить драйвера, антивирус, в крайнем случае - переустановить WINDOWS. Из аппаратных проблем - подключить принтер. Но сложность в том, что многие программные проблемы вызваны аппаратными - остановился вентилятор на процессоре, испортилась память, дефект жёсткого диска и т.п. Пытаться что-либо сделать с компьютером в такой ситуации - это примерно то же самое, что в чистом поле завести автомобиль, у которого лопнул ремень ГРМ и загнуло клапана. В условиях мастерской это делается за день, а в поле поможет только буксирный трос. То же самое и с компьютером - только вести в мастерскую. Сложность в том, что у 'спецов по вызову' мастерской нет, а есть только диспетчер на домашнем (или сотовом) телефоне. Если у такого спеца окажется с собой хоть чуть-чуть совести, он честно признается, что ничего сделать не может. Но обычно оканчивается установкой драйверов (естественно, не решающих проблемы) и взиманием Н-ой суммы. Спрашивается - а зачем такие спецы нужны? Ну, во-первых, не всегда неисправность серьёзна, иногда достаточно поправить электрический кабель в розетке. Во-вторых, драйвера тоже кто-то должен ставить, не все пользователи столь продвинуты. В-третьих, студенты и школьники тоже должны зарабатывать деньги, но не все хотят мыть машины. И в-четвёртых, если есть спрос - то будет и предложение. Обычно спец средней квалификации с помощью подручных средств способен решить на месте до 80% проблем, остальные 20% решаются в условиях мастерской.

            Кто же такие эти 'спецы по вызову'? Обычно студенты, старшеклассники, просто молодые люди, набирающиеся жизненного опыта. Этого занятия им обычно хватает на несколько лет - на время учёбы в институте, или же пока не появится постоянное место работы, не всегда даже связанное с компьютерами. Почему работа 'по вызову' не может стать постоянной? Причин много - беспокойная работа, ненормированный график, проблемы с официальным оформлением трудовой книжки, но в первую очередь нестабильный и не всегда большой заработок. Гораздо предпочтительнее работать на одном месте, например, в крупной организации системным администратором. Правда, ремонтировать компьютеры там придётся нечасто, всё больше возиться с локальной сетью, но зарплата стабильная и довольно большая - примерно 1000$, в Москве заметно больше. А на место ушедших придут новые студенты. Таким образом, средний уровень квалификации таких спецов остаётся невысоким. Как только человек набирается опыта, он, как правило, из сферы ремонта уходит. И проблема не в том, что ремонт приносит мало денег, а в том, что полно занятий, которые приносят сопоставимые деньги с меньшими усилиями.

            Встретить же специалиста, способного осуществить сложный ремонт с применением паяльника, серьёзная проблема. Большинство ремонтников осуществляют модульный ремонт, например заменяют блок питания или видеокарту. Ремонт же на уровне конкретных деталей очень редок, например, починить монитор, в котором испортился блок питания, мало кто возьмётся. Знаний и опыта нужно много, а денег получится не очень. Например, сколько должен стоить ремонт 17'  ЖК-монитора, если новый стоит 5500 рублей? 1500, от силы 2000 рублей, а на работу может уйти несколько дней, так как принципиальной схемы, как правило, нет. И это не считая стоимости специального оборудования для ремонта. Сложность ещё в том, что ремонтником просто так не становятся, набираться опыта и знаний нужно несколько лет. Так что, похоже, недалеко то время, когда на помойку будут выбрасывать мониторы с перегоревшим предохранителем. Не потому что новый стоит очень дёшево, а потому что ремонтировать их будет просто некому. Сейчас же попытки починить компьютер продолжительностью несколько недель считаются нормальными.

            Поэтому можно предположить, что в обозримом будущем усиления конкуренции в сфере сложного ремонта компьютеров ожидать не приходится. Беда придёт с другой стороны - постоянно падающие цены на комплектующие и новые компьютеры вынуждают снижать (или не повышать) расценки на ремонт, а издержки (аренда, комуналка, зарплата) постоянно растут. Впрочем, похожая ситуация складывается и в других сферах.

 22 апреля 2007 г.                                                                                                                               Дмитрий Леонов

progressinfo@mail.ru

На главную страницу

 

Все права защищены (c) 2007 ООО "Прогресс-Инфо"

Перепечатка запрещена без указания ссылки на сайт и авторов материалов!