Обзор российского компьютерного рынка в 2004 году. 

  1. Прогнозы и факты.

            В прошлогоднем обзоре я был полон оптимизма по поводу обновления компьютерного парка и роста числа компьютеров. Теперь, спустя год, настало время проверить, сбылись ли эти прогнозы. В течение года я, бывая в различных организациях, специально проверял, укладывается ли средний состав их парка ПК в ту статистику, которую я вывел год назад. Надо признать, что в целом укладывается, несмотря на невероятные на первый взгляд утверждения, что ещё используются ПК на 486 процессорах. Используются! Мало того, в течение года пришлось несколько 486-х ремонтировать (не модернизировать) – заменить жёсткий диск, блок питания. Хозяева не настаивали на модернизации, им вполне хватало того, что есть. На одну машину просто попросили поставить MS-DOS 6.22 и Лексикон. Побывал я и в организации (профессиональном училище), где в компьютерном классе наряду с 486 и 386 стоят и 286-е машины. Правда, они собираются их модернизировать в наступившем году.

            Действительно, существенную долю парка компьютеров составляют машины класса Pentium, сюда же я включаю машины на AMD K6 и Cyrix 6x86. Они укомплектованы 32М или 64М Байт памяти, и на них стоит, как правило, WINDOWS-98, иногда даже WINDOWS-Me, и OFFICE, используются они для делопроизводства, и даже когда вместо них ставят новую машину, старую передают в другое подразделение и продолжают использовать.

            Естественно, организации приобретают и новые машины, как правило, это P-4 и Celeron Socket-478 (для простоты буду их все называть P-4), машины на AMD в организациях встречаются редко. Но на общем фоне количество новых машин как-то теряется. Картина существенно менялась бы, если бы старые машины при этом списывались, но этого, как правило, не происходит.

Я повторил прошлогоднюю статистику, с той лишь разницей, что из десяти организации, участвовавших в прошлогодней статистике, поменялось две. Этим и объясняется некая флуктуация. Для анализа учтены конфигурации 100 компьютеров, находящихся  в организациях – учебных заведениях, бюджетных организациях, средних и мелких коммерческих организациях. Были приняты следующие условности: все процессоры под Socket-7 (Pentium, AMD K6, Cyrix 6x86) считаются Pentium-1, процессоры Celeron PPGA считаются Pentium-II, Celeron FC-PGA считаются Pentium-3, Celeron Socket-478 считаются P-4. Под процессорами AMD подразумеваются Athlon и Duron. Вот что получилось:

 Процентный состав парка ПК в организациях.

Класс ПК

На конец 2003 года

Прогноз на 2004 год

на конец 2004 года

286, 386, 486

7 %

3 %

9 %

Pentium-1

43 %

27 %

38 %

Pentium-II

7 %

5 %

8 %

Pentium-3

18 %

20 %

14 %

Pentium-4

20 %

40 %

26 %

AMD

5 %

5 %

5 %

             Понятно, что десяток организаций – это не вся страна. Каждое ведомство – управления образования, статистики и т.д. – собирают свою статистику о составе компьютерного парка подведомственных организаций. Но надо учитывать, что в таком случае организации максимально прибедняются, рассчитывая на получение новой техники. Я же старался учитывать все компьютеры, которые используются, независимо от того, числятся они на балансе или нет.

            Итак, прогнозы о том, что больше половины компьютеров, находящихся в эксплуатации, будут классом не ниже P-3, не оправдались – таких чуть меньше половины. А вот другая половина – это в основном машины класса Pentium образца 1996-1998 годов. Парк компьютеров за год изменился меньше, чем я ожидал, а возраст среднестатистического компьютера приближается к 5 годам. Зато прогноз, что выбытие старых компьютеров замедлится, полностью подтвердился. 

  1. Старая техника ещё поработает.

Чем же объясняется упорство организаций, которые не хотят избавляться от старой вычислительной техники? Как правило, здравым смыслом. Но в каждом случае логика своя.

Например, имеется компьютерный класс в профессиональном училище. Информатика – не профильный предмет, но по образовательному стандарту должен быть. Основной упор в преподавании – WORD, EXCEL, проводник, иногда Norton Commander. Вполне достаточно Pentium MMX, когда-то (возможно, до кризиса 1998 года) подаренных спонсорами. Поставить на них WINDOWS-98 и OFFICE-2000 – и достаточно. Скажете – старьё? А попробуйте найти денег на замену сразу 10-15 машин! А даже если деньги и найдутся, на новые Pentium-4 всё равно поставят WINDOWS-98 и OFFICE-2000 плюс ДОСовский NC – учебная программа-то не изменилась!

Другая ситуация – гос.контора типа отдела районной администрации. Долгие годы у секретаря стоял P-233MMX с лазерным принтером HP LJ-6L, вполне успешно работал и ещё столько же проработает. Но сверху спустили деньги, и вот куплен Pentium-4 с лазерным принтером HP LJ-1010. А на старый компьютер уже имеются желающие из соседнего отдела – бумажки печатать вполне можно, да и картриджей запасных накопилось много. А вот денег на новую машину теперь дадут нескоро!

Более сложная ситуация – солидный автосервис с лицензией на оценочную деятельность, чтобы считать ущерб от ДТП. Ущерб от ДТП положено считать по определённой методике, используя кучу справочников и каталогов. Чтобы упростить это дело, Дмитровский автополигон НАМИ выпустил программу, где все эти каталоги уже загнаны в базу данных. Этот автополигон – один на всю страну, там даже аэродинамическая труба для испытания автомобилей есть, но самое главное – каждая легально продающаяся в России модель автомобиля должна там пройти испытания и получить сертификат. Программа оценки автомобиля стоит прилично – несколько сотен долларов, но главное – она написана под ДОС (в чём-то авторы программы правы: не хочешь – не покупай). Другая, менее очевидная особенность этой программы – она работает на машинах не старше Pentium-2. Например, на Celeron-500 работает, а на Celeron-600 (Coppermine) – уже нет, и на AMD Duron-600 тоже не хочет. Вот в автосервисе и держат два компьютера: Celeron-500 для этой программы и Pentium-4 для 1С-бухгалтерии.

Бывают и более экзотические ситуации. Ко дню Энергетика по ОРТ показывали репортаж про какую-то электростанцию. Показали и пульт управления энергоблоком – огромное помещение, во всю стену – функциональная схема энергоблока, утыканная лампочками, огромный пульт управления подковой, а рядом с пультом, на видном месте – чёрно-зелёный монитор от «Электроники-60» образца года эдак 1980-го. Вряд ли для красоты стоит – для красоты на пульте 19-дюймовые ЖК-панели имеются. А скорее всего в недрах пульта скрыта СМ-ка того же 1980-го года (когда генератор монтировали), которая этим генератором и управляет посредством хитрого софта, за последние 20 лет наработанного под конкретно этот генератор. Можно, конечно, и на персоналку перевести, но это же весь софт переписывать. Ну не переписывать, а просто перетранслировать для персоналки. А чёрт его знает, как он перетранслируется! А вдруг перетранслированный софт в самый интересный момент (предаварийный, например) поведёт себя как-то неправильно? Перетранслировать мало, надо испытать на всех режимах работы генератора. А чем такие испытания заканчиваются, все ещё по Чернобылю помнят. Поэтому и стоит СМ-ка до сих пор – места в пультовой много, и электроэнергии на неё хватит.

Недавно мне знакомый (двадцать лет назад программировавший на ЕС-1020 в Дмитровском вычислительном центре) рассказывал, что, по его сведениям, в НПО «Энергия» в 2000 году ещё работала БЭСМ-6. Что они там на ней считают – не знаю(наверное, не баллистику – баллистику положено считать на трёх разных машинах по трём разным программам), но вполне возможно, что-то связанное с ракетой Р-7 (она же «Восток», «Союз», «Союз-2»). А считать там есть чего – ракета весит 300 тонн, в полёте меняется масса и центр тяжести. Скорее всего, когда-то сделали математическую модель в виде системы дифуров, и уточняли её после каждого пуска. Наверное, проще держать в рабочем состоянии БЭСМ-6, чем проверять заново корректность модели на другой машине. Потому как некорректность модели – это аварийный пуск ракеты, которая стоит много миллионов долларов.

Когда-то, ещё в 50-е, в СССР был лозунг: «При социализме морального старения техники не происходит». Потом о нём как-то забыли, и стали везде внедрять новейшую технику, что иногда просто становилось самоцелью и противоречило здравому смыслу. А на закате социализма с удивлением печатали статьи про американских фермеров, которые пашут землю на тракторе, изготовленном (в США) в 1949 году. У нас к тому времени был в ходу трактор К-700, правда, колхозники жаловались, что там, где он пройдёт, 10 лет ничего не растёт, зато с энерговооружённостью села было всё в порядке. Вывод напрашивался такой – количество (лошадиных сил в приведённом примере) не всегда переходит в нужное качество. Похоже, к этому подходим и в сфере вычислительной техники – не всё определяется гигагерцами и гигабайтами, иногда оптимальное решение лежит в стороне от витрин компьютерных магазинов.

 3. Продать компьютер мало. 

В прошлогоднем обзоре я предполагал, что увеличение количества компьютеров приведёт к увеличению числа ремонтных организаций и потребует повышения их квалификации. Следует признать, что этот прогноз не сбылся. Предложение услуг по «настройке компьютера» действительно выросло, но очень часто предлагают эти услуги не организации, и не ПБОЮЛ, а частные лица, желающие подработать. В такого рода объявлениях даётся не адрес, а номер сотового телефона.

Всю многочисленную компьютерную ремонтную братию (к которой причисляю и себя) я бы разделил на три уровня:

1)                   Энтузиасты, за вознаграждение готовые повозиться с чужим компьютером. Вознаграждение подразумевает какую-то ответственность за свои действия. Зачастую основная деятельность этих людей далека от компьютеров, это хобби, превратившееся в источник дополнительного заработка. Часто это студенты, не обязательно технических специальностей. Тем не менее эти люди решают до 80% проблем, возникающих с компьютером – от включения выключателя на блоке питания сзади компьютера до установки драйверов экзотических компьютерных устройств.

2)                   Специалисты в штате средних и крупных организаций. В штатном расписании это называется «программист», «инженер по обслуживанию компьютеров», «начальник отдела АСУ». Сами они предпочитают термин «системный администратор». И действительно, в их обязанности входит администрирование локальной сети организации. Но, помимо этого, они занимаются: закупкой техники и расходных материалов, установкой программного обеспечения, мелким ремонтом, заменой картриджей, обучением пользователей, написанием инструкций и пр., и др. Несмотря на чисто техническую должность, значительная часть их рабочего времени уходит на административную деятельность – распределение техники по отделам, споры с начальством и особенно с пользователями, оформление заявок, проведение инвентаризаций. Технический уровень их в основном выше, чем специалистов первого уровня, но специфика работы накладывает свой отпечаток – всё же это не ремонтники, а эксплуатационщики.

3)                   Специалисты ремонтных организаций. Крайне редкие люди, занимающиеся исключительно ремонтом компьютеров. Со временем у них возникает специализация (а точнее – любимое занятие) – ремонт мониторов, или лазерных принтеров, или материнских плат.

В перечисленную кампанию я не включаю компьютерных продавцов, консультантов, тестеров, а также энтузиастов, ковыряющихся в компьютерах из любви к приключениям, а не с целью достижения результата. Специалисты «мигрируют» из уровня в уровень, но обычно движение идёт с первой ступени к третьей.

Спрос на сервисные услуги по обслуживанию и ремонту компьютеров и периферии постоянно растёт, а вот с предложением дела обстоят хуже. Не то чтобы предложение услуг не растёт – оно увеличивается, но в другую сторону. Спрос услуг в основном заключается в настройке системы под конкретного пользователя – от выбора конфигурации компьютера до расстановки на месте и установки и настройки специализированного ПО, и в дальнейшем ремонте самого компьютера и периферии в случае неисправности. Предлагаются же в основном услуги по сборке, установке и настройке системного ПО, и, в лучшем случае, модульный ремонт и модернизация без зачёта стоимости старых комплектующих.

Настройка системного ПО – дело, конечно, нужное и полезное, но в основном сводится к установке WINDOWS (я специально не рассматриваю вопрос лицензионности ПО – это скорее юридическая тема). Но довольно высок спрос на консультации и настройки бухгалтерских систем – 1С, Парус и т.д. Работа эта непростая – помимо свободного владения компьютером надо так же свободно разбираться в современном бухгалтерском учёте, включая все новшества, а ещё лучше – знать особенности бухгалтерии данного предприятия. Специалистов такого уровня не слишком много, и стоят их услуги существенно больше 10$/час.

За сборку и ремонт компьютеров берутся многие – сложного здесь ничего нет, если умеешь держать отвёртку. Но это только на первый взгляд. В случае сборки надо ориентироваться в многообразии существующих и постоянно появляющихся комплектующих и их совместимости между собой. В случае ремонта половина дела – это диагностика неисправности. Вторая половина дела – ремонтная база, то есть набор запчастей. Учитывая, что в эксплуатации находятся компьютеры, изготовленные более 5 лет назад, проблема запчастей довольно серьёзная.

И очень редко кто берётся за ремонт периферии – мониторов, принтеров, сканеров. Если струйный принтер 2-3 летней давности дешевле выкинуть и купить новый, чем ремонтировать, то про лазерный принтер или 17-дюймовый ЭЛТ-монитор так не скажешь. К тому же одно дело – случайно отремонтировать один монитор, а совсем другое – постоянный ремонт мониторов разных моделей, с разными неисправностями, в сжатые сроки (как правило, заказчики хотят «на следующий день»), с выходом отремонтированных изделий более 50% от поступивших, и при этом за разумные деньги. Как правило, места, где это могут сделать, очень редки, и их адреса и телефоны заказчики рассказывают только хорошим знакомым.

Всё это вынуждает крупные торговые фирмы организовывать свои сервис-центры, которые выполняют и послегарантийный ремонт. 

  1. Как организовать мастерскую, или реквием IT-предпринимательству.

В отличие от компьютерного магазина организация компьютерной мастерской прельщает своей простотой и дешевизной. Открытие магазина требует прежде всего денег, и немалых. В Москве, по оценкам, для открытия и раскрутки приличного компьютерного магазина требуется сумма порядка 500 000$. В Дмитрове один мой знакомый рассчитал, что на открытие магазина ему хватит 25000$ (в конце концов магазин он открывать не стал, правда, и денег у него не было). Открытие мастерской гораздо проще – повесил на заборе объявление «Ремонтирую компьютеры, настраиваю ПО», указал сотовый телефон, и жди звонков. Из оборудования достаточно отвёртки, компакт-диска с пиратским Windows, и, как говорится, двух драйверов – руки.sys и голова.drv. На первое время можно юридически не регистрироваться, а выручку складывать в карман (на языке уголовного кодекса это называется «незаконное предпринимательство»). Если дела пойдут, то можно и зарегистрироваться как частный предприниматель, и даже снять помещение. А главное – сам себе хозяин, и перспективы безграничные – установка Windows занимает час-два, если брать за это 500 рублей, да помножить на 8 рабочих часов, да на 5 рабочих дней в неделю, а если ещё по выходным работать, да брать двойной тариф… бешеные деньги получаются!

Самые бойкие из выпускников многочисленных компьютерных ВУЗов, колледжей и курсов именно так и поступают. Далее следует стандартный путь предпринимателя, много-много раз описанный в книжках (преимущественно американских). Первые деньги кружат голову. Энтузиазм возрастает, хочется работать и работать. Человек начинает читать книжки по маркетингу, печатает красочные визитки, придумывает звучное название своему мероприятию, даёт ещё больше рекламы, покупает автомобиль, чтобы быстрее ездить к клиентам. Вид у него становится важный и деловой, он всё время звонит по сотовому телефону, а всем знакомым и случайно подвернувшимся людям с жаром рассказывает, что готов решить все компьютерные проблемы. Картину немного омрачают немногочисленные конкуренты, которые занимаются этим же самым и давно. Но они не представляют серьёзной опасности – они не берутся за любую работу, не готовы ехать к клиенту за 25 километров и не работают по воскресеньям (какое наплевательство на интересы клиента!).

Так продолжается несколько месяцев. Постепенно обстановка меняется. Звонков не так уж и много, иногда в день не больше одного, а чаще – ни одного. Клиенты привередливые, деньги платят неохотно, а техника ещё более привередливая – ломается всё, даже электрические провода, втыкающиеся в розетку (выясняется это на третий день упорных усилий под неодобрительные взгляды клиента). А самое главное – денег нет. И не только на то, чтобы подлатать автомобиль, или отдать деньги, занятые на его покупку, а даже на бензин. Поэтому приходится браться за любую работу, даже самую пустяковую, но почему-то самая пустяковая работа, за которую и так заплатят копейки, занимает очень много времени (можно даже сказать, что время, затраченное на выполнение работы, обратно пропорционально её пустяковости). А тут подходит срок для сдачи отчётов в налоговую (зарегистрироваться всё же пришлось). Выясняется, что отчётность крайне запутана, требования налоговой, пенсионного и прочих инстанций противоречивы, а на сдачу отчётов уходит несколько дней, а их ещё надо составить, а профессиональные бухгалтера берут за это бешеные деньги… Короче, большинству эта байда надоедает через полгода, наиболее упорные держатся год. Дальше возможны варианты. Кто-то, чтобы окупить ремонт автомобиля, начинает таксовать, и обнаруживает, что на это вполне можно жить, а компьютеры остаются в виде хобби или халтуры. Кто-то честно уходит в продавцы промтоваров. Но большинство всё же остаются верны своей компьютерной специальности. Самый лучший вариант – устроиться программистом в штат организации, с которой начинал работать, ещё будучи предпринимателем. Не самый плохой вариант: оператор ПК в крупной конторе – супермаркете, крупном складском комплексе. Можно устроиться продавцом-консультантом в крупный компьютерный магазин, или сборщиком компьютеров в крупную фирму. Главное – чтобы был стабильный заработок, определённое рабочее место, понятная работа с минимумом ответственности, а ещё лучше – ежегодный оплачиваемый отпуск. Следует признать, что большинство предпринимателей заканчивают свою предпринимательскую деятельность именно так, и так происходит во всём мире: бизнес – занятие жёсткое, и везёт далеко не всем. А главное: бизнес – это своеобразная работа, сильно отличающаяся от работы инженера или техника, и инженерных знаний для успешного бизнеса маловато. В речах политиков, ратующих за развитие малого бизнеса или высоких технологий, вы, разумеется, этого всего не услышите.

По-другому подходят к организации ремонтной мастерской прагматики-бизнесмены. В отличие от любителей-энтузиастов они готовы вкладывать серьёзные деньги в ремонтный бизнес и вести дело с размахом. Обычно такой бизнес начинается так – у некоего бизнесмена возникают проблемы с компьютером, он находит специалиста, которого и просит помочь. Специалист (обычно это частник из первого уровня моей классификации, см. главу 3), видя перед собой обеспеченного и не слишком разбирающегося в компьютерах клиента, назначает соответствующую цену. Бизнесмен, заплатив энную сумму, крепко задумывается. Ход его мыслей примерно таков: «Вот человек между делом сорвал приличные бабки за час работы, а если бы он сидел в отдельном специально оборудованном помещении, да работал по 8 часов в день, сколько бы он получал? А сейчас он сколько получает по основному месту работы? Копейки! А всё почему? Потому что он не бизнесмен, как я, не умеет бизнес организовать. А надо делать так – снять помещение, оснастить его, посадить туда несколько таких чудаков, назначить им зарплату чуть выше средней – и пусть работают, отрабатывают вложенные деньги».

Сказано – сделано. И вот появляется компьютерная контора, нанимаются «хакеры», развешиваются объявления «Скорая компьютерная помощь», на телефон сажается девочка-диспетчер. Естественно, это делается на основе бизнес-плана, где учтено всё – средние цены на компьютерные услуги, средняя зарплата по району, которую должны получать мастера, аренда помещения, зарплата бухгалтера и диспетчера, затраты на рекламу. Расчёт внушает оптимизм – уже через полгода мероприятие должно стать прибыльным, а через год в карманы хозяина просто польются долларовые реки. Но уже через несколько месяцев хозяин, несмотря на свою дремучесть в компьютерах, начинает замечать, что мастера ведут себя не лучшим образом – иногда занижают стоимость работ, иногда завышают, не всё могут отремонтировать, а чаще договариваются с клиентом, вечером подходят к нему домой и деньги за работу складывают себе в карман. А хозяину заявляют, что зарплата маленькая, нужны новые приборы, новая мебель, кондиционер, служебный автомобиль, чтобы ездить к клиентам и т.д. и т.п. А самое главное – финансовые результаты существенно хуже запланированных, в плюс выйти не удаётся. Тогда хозяин решает усилить производственную дисциплину – на все услуги составляется подробнейший прейскурант, каждый мастер после выполнения работы должен составлять письменный отчёт. Дальше – больше: создаётся служба безопасности, которая должна следить за добросовестностью сотрудников, как в рабочее время, так и после. Но «хакеры» хитрые – говорят клиенту, что деталь неисправна, меняют её, а потом выясняется, что неисправность была пустяковой, хитрый «хакер» за пять минут всё восстанавливает, детальку продаёт, а деньги кладёт себе в карман. И ущучить ловкача может только специалист такой же квалификации, а он, освоив такие приёмы, вместо того, чтобы доложить хозяину, начинает сам ими пользоваться. Приходится вербовать стукачей среди мастеров, а службе безопасности поручить обзванивать клиентов и выспрашивать, как они рассчитываются с мастерами. В результате обстановка на фирме становится совершенно невыносимой, и мастера, получив опыт и клиентскую базу, начинают уходить. Да и клиентов это больше устраивает – проще рассчитаться непосредственно с исполнителем, чем оплачивать всю разросшуюся инфраструктуру предприятия, ведь доля исполнителя в общем счёте составит едва половину. На место ушедших специалистов приходится брать новых, менее опытных, в результате чего процент отремонтированной техники, а, следовательно, и выручка, падает. И бизнесмен начинает задумываться – а не бросить ли это всё? И открыть обычный компьютерный магазин – хлопот меньше, денег можно вложить больше, оборачиваются средства быстрее, да и обязанности персонала проще – удобнее контролировать. В конце концов, магазин может быть не обязательно компьютерным, можно продавать бытовую технику – пылесосы, холодильники, утюги, а можно вообще открыть продуктовый магазин – еду народ всегда покупать будет. 

  1. Что делать?

Этот вечный вопрос наверняка возникает после прочтения предыдущей главы. Все кажется мрачным и безнадёжным. На самом деле это не так – с ростом численности компьютеров привлекательность ремонтного бизнеса возрастает. А достоинства этого бизнеса уже упоминались – для начала не нужны большие деньги, кроме затрат на регистрацию юридического лица или ПБОЮЛ, действительно на первое время достаточно крестовой отвёртки, остальное нарабатывается в процессе. Для желающего начать самостоятельный компьютерный бизнес создание ремонтной мастерской – идеальный путь. А предыдущие примеры описывают типичные подводные камни, о которые обычно разбиваются лодки начинающих, пустившихся в первое самостоятельное плавание.

Итак, постараюсь описать типичные проблемы ремонтного бизнеса (речь идёт именно о постоянной занятости, а не о приработке):

1)      Один человек не справится. Типичная структура предприятия одинакова для всех – должен быть директор, главный бухгалтер, кассир, главный инженер, начальник АХО (административно-хозяйственного отдела), юрист и т.д. Это не значит, что каждую должность должен занимать отдельный человек – возможно совмещение обязанностей в одном лице, или привлечение людей со стороны на выполнение разовых работ, но перечисленные обязанности должен будет кто-то выполнять. Аппарат предприятия должен состоять минимум из двух человек – директора и главного бухгалтера.

2)      Ещё раз – один человек не справится. Для эффективной деятельности должна быть специализация. Самый простой пример – разделение на софтовиков (настройщиков ПО) и железячников (спецов по аппаратному обеспечению). Дополнительные специализации – локальные сети, ремонт мониторов, принтеров, восстановление данных, кодирование видео и видеозахват и т.д. Поступающие заказы разделяются в зависимости от специализации: с одной стороны – повышается эффективность, с другой – уменьшается конкуренция среди сотрудников.

3)      Желателен офис, куда клиенты могут придти в часы работы, будучи уверен, что на месте всегда кто-то есть. А значит, должен быть дежурный по офису, или дежурить по очереди.

4)      Учитывая, что средний возраст находящихся в эксплуатации компьютеров – 5 лет, необходимо знание не только современного железа и софта. Кроме того, необходимо изучение нового железа и софта – от чтения обзоров до проведения самостоятельного тестирования. Напрашивается должность заместителя директора по науке.

5)      Для успешного ремонта (а для успешной работы выход отремонтированных изделий должен быть как минимум не менее 50% от поступивших заказов) необходима ремонтная база – запас комплектующих, которые требуются для ремонта. Можно, конечно, искать запчасти и после поступления заказа, но лучше держать наиболее ходовые комплектующие под рукой – экономится время и деньги, учитывая, что детали для старых компьютеров найти не так-то просто. Напрашивается должность менеджера по снабжению.

6)      Поступление заказов на ремонт – процесс непостоянный. Бывает совершенный лом, когда клиенты стоят в очереди, и самые нетерпеливые, не дождавшись, уходят. А бывают времена затишья, и довольно длительные – иногда по месяцу. Помимо того, что в это время надо найти деньги на зарплату и аренду, надо чем-то занять специалистов – а то разбегутся или сопьются от безделья.

7)      Психологический климат в коллективе требует постоянной поддержки – чтобы не было работы на свой карман в ущерб общему бизнесу. Опять же держать ремонтника в ежовых рукавицах тоже не получится – ремонтник сам определяет характер неисправности, стоимость и сроки ремонта, им особо не покомандуешь, требуется определённое доверие со стороны руководства.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но готовых рецептов нет. Организация ремонтного бизнеса – это как сочинение музыки: нот всего семь, а мелодии у всех получаются разные – у кого-то хорошие, у кого-то не очень, здесь ещё многое зависит от вкуса того, кто оценивает. И всё же главный судья  - время: просуществовало предприятие год – значит будет жить, а ещё не сдали годовой баланс – судить об эффективности рановато. 

  1. Прогнозы на 2005 год.

Итак, переходим непосредственно к прогнозам на 2005 год. Самый надёжный прогноз – в новом году в стране компьютеров будет больше. Количественно – миллиона на 3-3,5 больше, то есть приблизится к 20 миллионам. Но основная масса этих компьютеров попадёт в дома простых граждан, чьё благосостояние всё же растёт. Увы, судьба этих машин печальна – их экраны не заполнятся формами 1С, их процессоры не раскалятся от обращения матриц и решения дифуров методом Рунге-Кутта, их клавиатуры не почувствуют 100 прикосновений в минуту профессиональных пальцев. Удел этих машин иной – в лучшем случае на них будут распечатывать чужие рефераты студенты и пытаться оцифровывать видеоролики начинающие видеолюбители, но в большинстве своём они станут ареной новейших компьютерных игр. Впрочем, некоторые машины займут достойное место в интерьере любителей всего нового и передового, их хозяева будут гордо рассказывать знакомым, какой у них крутой «компик», но на рабочем столе их WINDOWS XP SP-2 ещё долго не появится новых иконок – компьютер покупали не для этого. Но, в любом случае, новые компьютеры ещё долго будут радовать своих счастливых хозяев (каждого – по-своему), а деньги, заплаченные за них, пойдут на дальнейшее развитие мировой электронной индустрии.

Это лирическое вступление должно означать следующую мысль – количество персональных компьютеров на душу населения вряд ли является показателем технологического уровня страны – как в плане производства этих компьютеров (современные компьютеры в основном разрабатываются в США, а изготавливаются в Китае), так и в плане полезного их применения (разве что российские команды побеждают в международных турнирах по компьютерным играм). Скорее это показатель уровня экономического благополучия населения – как когда-то вычисляли количество телевизоров и стиральных машин на 100 среднестатистических человек (и сравнивали с уровнем 1913 года).

Относительно конфигураций новых компьютеров наблюдается всё более чёткое деление на игровые и офисные машины. Всё больше новых машин комплектуется ЖК-дисплеями, но, тем не менее, ЭЛТ-мониторы не спешат сдавать позиции, но ими в основном  комплектуются бюджетные офисные машины. Стабильный курс доллара и доступность потребительского кредита сделали объёмы продаж компьютеров стабильными и предсказуемыми. Этому также немало способствуют весьма умеренные цены на комплектующие. Но уже наблюдается некий предел роста компьютерного рынка.

Но стабильность цен на компьютеры и комплектующие имеет и другую сторону. Не секрет, что рублёвые издержки российских предприятий растут со скоростью примерно 30% в год – в основном из-за возрастания стоимости аренды и коммунальных платежей. Рублёвые цены же на компьютеры и комплектующие остаются практически неизменными. Это бьёт не только по отечественным производителям, но и продавцам – стоимость аренды торговых площадей растёт, рост объёмов продаж затормозился из-за насыщения рынка, а из-за конкуренции торговую наценку приходится уменьшать. Абсолютная сумма прибыли торгующих компаний сокращается, и они идут на разные ухищрения – помимо комплектующих начинают торговать бытовой техникой и сотовыми телефонами, уменьшают ассортимент и торговые запасы товара, оставляя в прайс-листах только то, что обеспечивает стабильный объём продаж (то есть ширпотреб). Казалось бы, в такой ситуации продавцы должны ценить каждого покупателя, но в реальности всё происходит наоборот – продавцы в компьютерных магазинах становятся всё менее компетентны (экономия на персонале!) и менее приветливы – зачем возиться с привередливым клиентом, лучше подождать лоха, который в кредит возьмёт то, что ему предложат.

Осложнилась и жизнь ремонтников – дешевизна и доступность новой техники просто убивает ремонт. Ну скажите, сколько должен стоить ремонт дисковода, если новый стоит 180 рублей!? Такая же ситуация с блоками питания, CD-ROMами, струйными принтерами.

Поэтому прогноз на 2005 год я сделал бы в двух вариантах:

1)                 Экономическая ситуация остаётся стабильной – курс доллара меняется слабо, доходы населения и предприятий растут, но ещё быстрее растут цены на аренду помещений и коммунальные услуги, а также квартплата.

2)                 Экономическая ситуация развивается по сценарию 1998 года – резкий рост курса доллара, на фоне которого практически не меняются рублёвые ставки аренды и коммуналки. 

1)      Прогноз по первому сценарию. 

Спрос на компьютеры останется стабильным – организации будут планово обновлять существующую технику, а граждане покупать новые компьютеры. Старые машины придётся выбрасывать на помойку – трёх-четырёхлетний компьютер за деньги просто никому не будет нужен, проще в кредит купить совершенно новый. Все будут стараться переходить на новейшее программное обеспечение, благо новая техника позволяет. Но существенного роста сбыта компьютеров не предвидится. В организациях все рабочие места, где необходимы компьютеры, ими уже оснащены, и речь идёт только о замене сломавшихся или уж совсем устаревших. Со стороны населения спрос будет ограничен тем, что все, кто знает, что такое компьютер и что с ним делать, уже его приобрели, а другие люди, более далёкие от вычислительной техники, будут покупать себе новые телевизоры и игровые приставки (или просто водку).

Стабильные объёмы сбыта и стабильные цены на компьютеры при растущих расценках на торговые площади приведут к тому, что количество компьютерных магазинов не будет увеличиваться, а даже скорее уменьшится. Торгующие фирмы укрупнятся, и если будут открываться новые магазины, то это будут филиалы уже существующих компаний. Ассортимент компьютеров и комплектующих уменьшится до самых популярных и «проходных» моделей. Попутно тут же будет продаваться и другая бытовая техника – видео, телевизоры, сотовые телефоны, пылесосы, холодильники (а может, и ботинки). Варианты предлагаемых в магазинах конфигураций компьютеров предельно сократятся, и всё сведётся к двум конфигурациям – игровой компьютер и офисный компьютер. Возможно даже, что вспомнят давно забытое выражение «компьютер стандартной конфигурации». На вопросы покупателя о чём-то менее стандартном продавцы будут отвечать: «Мы этим не торгуем», добавляя: «Потому что это дерьмо».

Поэтому будет популярной сборка на заказ. Доля заводской сборки в общем объёме продаваемых компьютеров не увеличится и до 30%, остальное будут собирать на заказ.

Для ремонтников настанут тяжёлые времена. Ремонт сведётся к замене неисправной детали на исправную, включая принтеры и мониторы. То есть привычного ремонта станет меньше, и почти исчезнет потребность в модернизации – все просто будут брать новый компьютер, а старый выбрасывать. Но самое сложное для ремонтников – диагностика и ремонт новых компьютеров. Да, именно так! Собранные из «бюджетных» комплектующих в «недорогих» корпусах «опытными сборщиками», новые машины начнут глючить с первого же включения, и чтобы предъявить гарантийные претензии, надо хотя бы понять закономерность в этих глюках. Учитывая, что новая машина обычно опечатана, это будет непросто. А для «счастливого» владельца глючащего компьютера придётся сочинять подробную инструкцию по общению со спецами из сервис-центра.

Единственное, кому станет хорошо – это многочисленным любителям, подрабатывающим установкой WINDOWS в нерабочее время. В глазах многочисленных неопытных пользователей каждый «хакер», произносящий без ошибки слово «дистрибутив», будет выглядеть крутым специалистом.

Впрочем, многочисленные курсы и учебные заведения, занимающиеся ликвидацией компьютерной безграмотности, тоже не останутся без своего куска хлеба с маслом. 

2)      Прогноз по второму сценарию. 

Воспроизведётся ситуация августа-сентября 2005 года – за две-три недели курс доллара вырастет раза в 2 – ну, скажем, до 60 рублей/$. В течение двух недель, пока ситуация не прояснится, всё просто встанет. Затем начнётся новая реальность. Больше чем на полгода полностью собьются сезоны активности – в частности, никакого предновогоднего роста спроса не будет. Спрос на товары непервой необходимости, в том числе и компьютеры, вообще на несколько месяцев упадёт до величины, близкой к нулю. Через месяц начнётся массовое закрытие компьютерных магазинов, останутся только специализированные магазины, занимающиеся торговлей компьютерами и комплектующими уже несколько лет. На какое-то время сузится, но вскоре восстановится ассортимент. Продавцы станут более внимательно относиться к каждому покупателю, стараясь максимально учесть его пожелания. Да и покупателей станет поменьше, а вот безработных продавцов станет больше. Покупатели будут заказывать конфигурации компьютеров максимально гибко – чтобы за минимум денег получить именно то, что нужно. Это возможно только при сборке на заказ, и заводская сборка на конвейере опять же не будет популярной.

Зато оживятся отечественные производители комплектующих. Резкий рост курса доллара будет означать почти такое же резкое снижение долларовой себестоимости продукции, что, возможно, позволит массово её экспортировать, а это уже совсем другие объёмы, чем внутренний рынок. А там уже и недалеко до заметного экспорта высокотехнологичной продукции, о чём так мечтает российское правительство (!).

Объёмы же продаж на внутреннем рынке сократятся раза в 2-3. На какое-то время наступит время б/у техники. Цена на 2-3-летнюю технику приблизится к цене недорогих новых конфигураций. Пользователи вытащат из углов старые 486-е машины, очистят их от многолетней пыли и будут пытаться поставить на них WINDOWS XP.

Вот тут-то и настанет время ремонтников. Средний срок службы компьютеров будет составлять 7-10 лет. К этому времени примерно 30% парка компьютеров будут составлять машины класса P-4, купленные в 2003-2004 годах, что позволит пользователям пережить спокойно 2-3 года. 

Можно, конечно, порассуждать, какой из сценариев предпочтительней. Только толку в этих рассуждениях нет – как известно, законы экономики, также как и физики, объективны, и указами президента не отменяются. Пока что все усилия и декларации правительства РФ направлены на развитие ситуации по первому сценарию. В пользу второго сценария говорят неясные сведения о банковском кризисе летом 2004 года, ещё более неясные сведения о перегретости рынка недвижимости и эмпирический срок в 7 лет между кризисами (1998+7=2005), выведенный экономистами ещё в начале 20 века. Как говорится, поживём – увидим, что-то будет. Ведь не бывает так, чтобы ничего не было. 

30 января 2005 года.                                                                               Дмитрий Леонов.

 progressinfo@mail.ru

На главную страницу