Выбор 17-дюймового ЭЛТ монитора осенью 2004 года. 

  1. Постановка задачи.

По долгу службы мне приходится обслуживать вычислительную технику в одном ПТУ, находящемся в дальнем Подмосковье. Техника – это два компьютерных класса и несколько машин в канцелярии и бухгалтерии. В канцелярии и бухгалтерии машины сравнительно свежие – CELERON’ы 2000-го года с 15-дюймовыми мониторами ViewSonic, есть даже CELERON’ы под сокет-478 с 17-дюймовыми мониторами. А вот классы укомплектованы существенно более древними машинами – в основном Pentium 200MMX, но есть несколько машин на Pentium-100. Мониторы – в основном LG 44i и Samsung 400b, а P-100 укомплектованы 14-дюймовыми GVC и TARGA. LG и Samsung’и выпуска 1997 года, GVC и TARGA – 1996-го. Всё это благодаря моим усилиям находится в относительно работоспособном состоянии, но вот перспективы не радужные. Если системные блоки ещё несколько лет протянут – дисководами почти не пользуются, CD-ROM просто нет, вентиляторы, материнские платы и память я найду, клавиатуры и мыши в учебных классах всё равно что расходные материалы, то вот мониторы начинают активно дохнуть. У пары Samsung’ов трубы сели настолько, что через 10 минут прогрева тусклые цвета всё равно остаются неестественными, у большинства LG яркость и контрастность отвёрнуты до упора, а их малоизвестные сотоварищи уже чудят – с одним системником работают, с другим не хотят; ни с того, ни с сего пропадает строчная синхронизация.

Естественно, перед руководством был поставлен вопрос о замене техники. Директор, поняв, что речь идёт не о мелком ремонте или покупке нескольких мышей, а о замене 32 машин, был категоричен – денег нет! И не будет! Все деньги ушли на ремонт отопления! (здание построено в 1959 году). А ещё надо ремонтировать общежития! Короче, проблема неразрешима – денег на обновление компьютеров нет, а если компьютеры не обновить – в первую очередь прекратятся платные курсы, которые дают деньги на мышки и клавиатуры, и благодаря которым удаётся удерживать преподавателей. А не будет преподавателей и компьютерных классов – можно думать о закрытии училища. Разбитые окна цехов местного завода говорят о том, что перспектива вполне реальная. 

  1. Решение задачи.

Осторожные расспросы в канцелярии и бухгалтерии показали, что ситуация с деньгами не такая безнадёжная: небольшие свободные деньги – 5-10 тысяч рублей периодически появляются. Естественно, они тут же тратятся – на сантехнику, на мелкий ремонт и канцтовары, но если предложить разумный план, то директор может потратить деньги и на компьютеры. Тогда я подумал – а ведь можно покупать технику постепенно: раз в месяц по монитору или по системному блоку. Но в этом случае в классах будет полный разнобой. Это не только будет некрасиво выглядеть, но и существенно затруднит любые перестановки или ремонт. Поэтому вся закупаемая техника должна быть единообразной и однотипной. С системными блоками это сделать проще – главное, чтобы у всех были одинаковые корпуса, а начинка менее критична, главное, чтобы WINDOWS был у всех одинаковый. Корпуса можно купить заранее – это не очень большие деньги, а потом по мере появления средств их постепенно наполнять комплектующими. А вот постепенно купить одинаковые мониторы на протяжении, скажем, полугода, - это непростая задача, и чтобы выбрать модель, мне пришлось изрядно потрудиться. С самого начала было ясно, что ЖК-мониторы не подходят – слишком высокая цена и слишком просто украсть. Поэтому я решил остановит свой выбор на 17-дюймовых трубочных (ЭЛТ) мониторах. Главная проблема в том, что сейчас ЭЛТ мониторы снимаются с производства и исчезают из продажи, уступая место ЖК-мониторам. 

  1. Требования к монитору.

    После некоторых раздумий я сформулировал следующие требования:

-  цена – в пределах 150$. По цене требования понятны – чем меньше, тем лучше.

-  максимальное разрешение – достаточно 1280х1024. Оптимальное разрешение для 17-дюймовых мониторов в классе – 1024х768 и 85 герц кадровой развёртки.

-  плоский экран и современный дизайн. Плоский экран – чтобы детишки глаза не испортили. Дизайн – чтобы компьютерный класс не выглядел убого.

-  срок службы – до 10 лет. Причём надо, чтобы не только не ломались, но не села труба и не сильно испортился внешний вид в процессе эксплуатации. Надо учитывать, что мониторов будет много, а до сервис-центра далеко, то есть надёжность должна быть выше среднего.

-  желательно, чтобы монитор выпускался до середины 2005 года. Иначе можно не успеть укомплектовать даже один класс – модель исчезнет из продажи. 

4.      Небольшое техническое отступление об устройстве ЭЛТ мониторов. 

    Основой ЭЛТ монитора, как следует из названия, является электронно-лучевая трубка, или кинескоп. Изображение в ней формируется электронным лучом, под воздействием которого светится люминофор, нанесённый на внутреннюю сторону экрана. Поток электронов испускается электронной пушкой – катодом и группой фокусирующих, управляющих и ускоряющих электродов. Чем сильнее поток электронов, тем ярче светится люминофор. Изображение формируется из горизонтальных строк. Движением электронного луча по горизонтали управляет строчная развёртка, движением по вертикали – кадровая развёртка. Чтобы изображение было цветным, используется люминофор трёх базовых цветов – красный (Red), зелёный (Green) и синий (Blue). На экран цветного кинескопа нанесены множество групп из трёх точек люминофора базовых цветов, а свечение точки люминофора каждого цвета вызывает электронный луч, испускаемый соответствующей электронной пушкой, которых в кинескопе тоже три, и которые тоже названы по цветам – красной, зелёной и синей. Всё многообразие цветов, отображаемых цветным кинескопом, образуется из трёх базовых цветов, которые смешиваются в нужной пропорции. Конечно, электроны, испускаемые электронными пушками, все «одного цвета», всё зависит, на какой люминофор они попадут. А чтобы они попадали на нужные точки люминофора, перед экраном стоит маска – металлический лист с дырочками, через которые электронные лучи могут попадать только на «свой» люминофор. Естественно, маска строго сориентирована относительно электронных пушек и экрана с люминофором. Этот принцип устройства цветного кинескопа был придуман ещё для цветного телевизора, и позднее стал применяться и в мониторах.

    Разрешение монитора зависит от возможностей электроники – видеоусилителя и блоков развёртки, а вот качество изображения в основном зависит от качества кинескопа. Поэтому во многом свойства монитора зависят от качества применённого кинескопа. Пользователя в основном волнуют такие свойства кинескопа, как максимальная яркость, контрастность, насыщенность цветов и долговечность кинескопа. Яркость кинескопа зависит от яркости свечения люминофора и силы тока электронного луча. В процессе эксплуатации кинескопа яркость свечения люминофора падает (люминофор выгорает под действием бомбардировки электронов), также падает сила тока электронного луча (снижается эмиссия катода электронной пушки). В результате яркость свечения экрана кинескопа падает, иногда до нуля, и нарушается баланс цветов, так как эмиссия каждой из трёх электронных пушек, отвечающих за базовые цвета, падает неравномерно. Контрастность и насыщенность цветов зависят не только от свойств люминофора, но и от структуры и качества изготовления экрана кинескопа. Экран должен быть не только прочным (внутри кинескопа вакуум, и экрану приходится выдерживать атмосферное давление), то и гасить блики от внешнего освещения, при этом не давая геометрических искажений изображения. Для того, чтобы повысить контрастность изображения, экран кинескопа делают из затемнённого стекла, которое покрывают слоем антибликового покрытия. Это улучшает качество изображения, но снижает его яркость. Чтобы увеличить яркость, увеличивают силу тока электронного луча, но от этого быстрее выгорает люминофор и быстрее снижается эмиссия катода – снижается срок службы кинескопа. В этом и заключается талант кинескопостроителей – улучшить качество изображения, но не уменьшить срок службы кинескопа.

    Но есть ещё обстоятельство, существенно снижающее яркость свечения экрана кинескопа. Маска, расположенная перед экраном цветного кинескопа, не только обеспечивает попадание электронных лучей от электронных пушек базовых цветов на точки люминофора нужного цвета, но и поглощает до 85% этих самых электронов. Разработчики кинескопов решили эту проблему, заменив маску с дырочками на маску с вертикальными щелями, и нанеся люминофор разных цветов не точками, а полосками. Такую маску называют апертурной решёткой, а кинескоп – щелевым, в отличие от масочного. В отличие от маски, апертурная решётка задерживает только 60% электронов, что позволяет существенно повысить яркость изображения; или уменьшить ток катода, повысив его долговечность; или сделать экран из затемнённого стекла, повысив контрастность изображения. 

5.      Выбор модели монитора. 

    Приняв во внимание всё изложенное выше, я занялся изучением прайс-листов. Но тут меня ждало разочарование. Кинескопы с апертурной решёткой для мониторов выпускали три фирмы – Sony, Mitsubishi и ViewSonic. И все они выпуск этих кинескопов прекратили, перейдя на выпуск ЖК-панелей. Поэтому выбирать пришлось из мониторов с масочными кинескопами. После исследования прайс-листов я выписал 6 моделей, которые примерно удовлетворяют моим требованиям. Технические характеристики у них примерно одинаковы, отличия в основном в цене:

  1. RoverScan 117SF –150$;
  2. Samsung 793DF – 150$;
  3. LG EZ T710BH – 150$;
  4. NEC FE770 – 170$;
  5. PHILIPS 107T50 – 145$;
  6. Rolsen C708 – 136$.

RoverScan отпал сразу – в канцелярии и бухгалтерии есть несколько именно таких мониторов, и не прошло и года, как их получили, а у одного из них уже испортилась строчная развёртка.

Самыми распространёнными в продаже, естественно, оказались LG и Samsung. Но я вспомнил, сколько мониторов LG и особенно Samsung с «севшими» трубами попадались мне за последние годы. У LG труба «садится» до того состояния, что цвета становятся тёмными и неестественными, и никакими настройками «вытянуть» нормальные цвета не удаётся. Помню LG FLATRON 795+ - дорогущая машина с очень хорошими частотными характеристиками и приятным изображением. Но уже через год яркость и контрастность были настроены на все 100, и если в комнату заглядывало солнце, то работать было невозможно. Про бюджетные LG 57i и говорить нечего – там труба «садится» через 3 года эксплуатации в бухгалтерии.

Но с Samsung’ами дело обстоит ещё хуже, чем с LG – у них труба «садится» «в ноль». Понять, что монитор работает, можно только по светодиоду питания, или если в тёмной комнате закрыть экран ладошками и всмотреться повнимательнее. Мне в таком состоянии попадались 3NE, 15GL и даже 17Glsi. Поэтому мониторы  LG  и Samsung тоже выбыли из соревнования.

PHILIPS 107T50 выглядит вполне прилично. Но наш специалист по электронике (которому в случае чего предстоит эти мониторы ремонтировать) оказался настроен против Филипсов, сказав, что там не очень удачная электроника.

Rolsen выглядит очень выигрышно из-за цены. Дизайн же у него весьма убог и выдаёт его фрязинское происхождение. Но главный недостаток мониторов Rolsen – устаревшие схемные и конструктивные решения и не слишком качественное изготовление, в чём мы убедились на тех Rolsen’ах, включая и Rolsen C708 с плоским экраном, которые нам раньше приносили в ремонт.

Остался один NEC FE770. Несмотря на строгий дизайн и довольно высокую цену, мне он кажется оптимальным выбором. Конечно, модель FE771 с апертурной решёткой была бы лучше, но их уже нет в продаже. Обойдя несколько контор, где уже несколько лет используются NEC FE700, я не услышал ни одного нарекания на эти машины.

Итак, на начало октября лучшим выбором среди ЭЛТ мониторов с размером экрана 17 дюймов, на мой взгляд, оказался NEC FE770. Причём как среди дешёвых моделей, так и среди доступных дорогих. Уж очень быстро скудеет ассортимент ЭЛТ мониторов. Удастся ли успеть пополнить учебные классы NEC’ами, прежде чем они исчезнут из продажи, покажет время.

 6 октября 2004 г.                                                                                                    Дмитрий Леонов